X
    Categories: Дом

Мини дома на колесах: обзор и выбор прицепа-капли для путешествий

Поделиться статьей

В России все более популярны мини-дома на колесах для отдыха и автотуризма, и производство таких автомобилей достигло заметных масштабов. Эти мобильные домики часто называют автодомами, хотя жилые модули на прицепе (караван) и автомобиле (кемпер) не всегда считаются одним и тем же.

Александр Трохачев

Компактные «фисташки» и «капли»

Самые маленькие на рынке — так называемые прицепы-капли. Имеющие скромные габариты и небольшой вес, они могут использоваться даже в сцепке с мотоциклом. Однако чаще всего их используют владельцы легковых автомобилей. Такие прицепы относятся к категории О1 (до 750 кг) и не требуют прицепной категории ВЕ — достаточно «легковых» прав категории В.

На российском рынке такие мини-дома на колесах предлагают более 20 производителей, не считая их официальных дилеров и торговых партнеров. Вес большинства моделей укладывается в 500 кг, и таскать их может практически любой современный автомобиль. Зарегистрировать «каплю» или «фисташку» можно в любом отделении ГИБДД РФ, а также без растаможки поставить на учет в Беларуси и Казахстане.

Одни из самых бюджетных на российском рынке — жилые прицепы компании «Автокемпер-Пром», имеющей сборочные площадки в Коломне, Самаре и Москве. С начала 2022 года головной офис разработал дизайн новых моделей компактных жилых модулей на одноосном прицепном шасси. Их розничная стоимость стартует с отметки 360 тыс. руб. За эти деньги покупатель получает сам корпус мини-домика на шасси, с врезанными окнами и дверью, но без внутреннего дополнения. В оптимальной комплектации с электропроводкой «под ключ», мебелью, спальными принадлежностями и кухней на выдвижных телескопических стойках цена вырастает до 500 тыс. руб.


«Фисташка» в комплектации «Комфорт» от Fistashka Trailer доступна за 415 тыс. руб.

Выбирая данный вид домика на колесах, можно уложиться в 349 тыс. руб. за Смарткемпер Go или в 389 тыс. руб. за модель RTS Trailer Piknik. Сумма в 414 тыс. руб. потребуется на покупку прицепа-дачи ОСА-3028М5 выпуска 2022 года. Под заказ за 871 тыс. руб. вам построят внедорожный Смарткемпер Off-Road. Но львиная доля договоров купли-продажи в данном рыночном сегменте заключается в рамках золотой середины, охватывающей ценовой сегмент до 500 тыс. руб.


Некоторые покупатели предпочитают брать голый кузов и оборудовать внутреннее пространство по своему усмотрению.

Здесь большую вариативность «фисташек» демонстрируют такие компании, как FistashkaTrailer из Ростова-на-Дону. Ее популярная модель в комплектации «Комфорт» стоит 415 тыс. руб. При этом она имеет и спальню, и кухню. В спальне установлены тонированные окна, светодиодный светильник, шкаф с откидной полкой (детская кровать), выдвижной столик, крючки для одежды, угловые полочки, настенные кармашки, подстаканники, два USB-порта и розетка-прикуриватель на 12 В. У кухни тоже достойное наполнение: нержавеющая мойка с электрокраном, столешница с отделкой пластиком HPL, гарнитур с выдвижными ящиками, органайзер для ложек, вилок и ножей и т. д. Под днищем прицепа установлен алюминиевый бак для воды объемом 32 л с мембранным насосом. Прицеп имеет утепленные стены, пол и потолок, а также оцинкованную обшивку с полимерным окрашиванием.


Настоящее искусство — максимально рационально использовать внутреннее пространство «фисташки».

По велению времени традиционное оснащение «фисташек» и «капелек» дополняют востребованными новшествами. В этом списке: уличные розетки — два USB-порта Sv и прикуриватель на 12 В, две розетки на 220В с 10‑метровым кабелем подключения к внешней сети, солнечные панели мощностью 150 Вт, ящик на дышле, габаритные огни на крыльях и т. п.


Чаще всего кузова малогабаритных жилых прицепов рассчитаны на отдых двоих взрослых человек.

Особо привередливые клиенты могут дозаказать нужное оборудование из широкого списка опций. Автономный отопитель (печка) потянет на 35 тыс. руб., тент-маркиза UseRoof 2х3 метра — на 22,5 тыс. руб. (без молний по периметру — на 19,5 тыс. руб.). Люк в крышу с приточно-вытяжным вентилятором обойдется в 18 тыс. руб., встроенная газовая плита с 5‑литровым баллоном — в 16 тыс. руб. Столько же стоит вторая дверь с окном плюс уличный фонарь. Складной матрас-диван 1,5х2 м со съемным чехлом потянет на 13,5 тыс. руб. Запасное колесо на откидном кронштейне под днищем облегчит ваш бюджет на 12 тыс. руб. Переносная раскладная солнечная панель 2х50 Вт для установки на землю потребует 11 тыс. руб. Это самые дорогие опции.


Нередко подъемная задняя стенка в открытом состоянии образует навес на газовых упорах.

В 9000 руб. продавцы оценивают две складные домкратные стойки, в 8500 руб. — 32‑литровый бак для воды, в 7500 руб. — выносную лейку-душ со шлангом. Не пожалев 7000 руб., вы получите дополнительную детскую полку с бортиком и матрасом или защитный чехол для хранения трейлера. Расставшись с 6200 руб., вам станет доступен герметичный ящик для двух пар обуви. Выложив 5500 руб., станете обладателем комплекта штор на окна, а доплатив 1000 руб. получите комплект «БлэкАут» для полного затемнения. За 4800 руб. в комплектацию добавят два светодиодных светильника для чтения с USB-портами. В 4000 руб. обойдется съемный уличный стол-столешница. За 1000 руб. в зону отдыха добавят магнитное зеркало. Аналогичные опции доступны и для других видов жилых прицепов.

Этот «курятник» являет собой пример самодеятельного народного творчества.

Трейлеры-гибриды

Данный вид прицепов для отдыха и путешествий объединяет модели с выдвижными палатками. Их основное назначение — создание затененной и защищенной от осадков зоны для приема пищи или образования спальных мест. Превратить такой прицеп в комфортабельный пункт отдыха можно силами одного взрослого человека буквально за несколько минут.


Большой плюс трейлеров-гибридов Sandtrekker — высокая степень их универсальности и предоставляемого функционала.

Выпускаемые российскими фирмами модели сегодня ничуть не хуже иностранных аналогов, а в ряде случаев и превосходят их. Они могут быть с фиксированной или подъемной крышей, выдвижными «щеками» (боковые стенки) для установки кроватей, расправляемыми навесами для защиты от солнца и дождя. По стоимости они дороже «фисташек» и «капель», порой даже в несколько раз: прайс на новый гибрид может составлять и 1,3 млн руб., и 2 млн руб., особенно если это не российская сборка, а зарубежная модель, импортируемая через третьи страны по серой схеме. Бэушки значительно дороже, только весной нынешнего года самое вкусное уже раскупили.


В разложенном состоянии компактный трансформер превращается в набор зон для отдыха и приема пищи.

Трейлеры-гибриды позволяют путешествовать с ранней весны по позднюю осень, хотя лучшее время их использования — календарное лето. Предложений новых моделей на просторах России — пруд пруди. Палитра ведущих фирм-производителей была представлена на фестивале-выставке Caravanex 2022, прошедшем 21–22 мая в подмосковной Коломне. В числе участников свои прицепы-дачи представили: Taiga Camper из Новосибирска, Matour Camp из Казани, «Анвир» из поселка Беседы Ленинского района Московской области, Camper World из Москвы и др. Если денег на покупку прицепа-дачи нет или потребность в таком приобретении отсутствует, можно взять такое чудо напрокат. Для этого есть предложения компании «Бери кемпер» и других игроков.


Внутри трансформируемого жилого прицепа есть комфортабельные спальные места.

Пример компактного трансформера на базе одноосного прицепа от компании «Анвир».

Классика жанра

Наиболее распространенные на рынке караванинга — одноосные жилые прицепы, оборудованные по образу и подобию автомобильных кемперов. Они имеют жесткие кузовные панели с одной или двумя выдвижными секциями, но чаще без возможности трансформации. Существуют и специальные исполнения для различных видов отдыха.


Большинство покупателей одноосных жилых прицепов из финансовых соображений выбирают модели кубической формы.

Например, за 834 тыс. руб. в Питере делают на заказ пятиместный RTS Trailer Turist для охотников и рыбаков. Несмотря на скромные габариты, внутри можно стоять в полный рост. Оснащение включает полноценную кухню с системой водоподачи, электрикой с напряжением сети 12 В, т. е. работающей от аккумулятора.

Если не гоняться за новинками и моделями не слишком старого происхождения, покупка одноосного прицепа-дачи может уложиться в полмиллиона рублей. Подобных объявлений в интернет-пространстве десятки, если не сотни. Справедливости ради нужно сказать, что и возрастные караваны стоят немало. Например, 25‑летний Avento Royal 420 TL EXCL может стать вашим за 617 тыс. руб., а 26‑летний KIP De Luxe — за 700 тыс. руб. Модель Avondale Stour 2003 года выпуска оценена продавцом в 730 тыс. руб. Прицеп-дачу Bailey Ranger 2004 г. в. предлагают за 850 тыс. руб., а его одногодка Coachman Pastiche — за 890 тыс. руб. И чем моложе изделие — тем выше его денежный эквивалент. Так, одноосную прицепную дачу LMC Style 493K выпуска 2011 года получится приобрести за 1,275 млн руб. Почти в такую же сумму можно уложиться при покупке одноклассника с иголочки.


Удлиненные одноосники с увеличенным полезным пространством — товар для наиболее взыскательных клиентов.

Скажем, совершенно новый одноосный прицеп-дача Buerstner Averso 460 TS в Москве доступен чуть дороже 1,353 млн руб. За эти деньги вы получаете жилой модуль внутренней длиной 4,86 м, внутренней высотой 1,95 м и шириной 2,3 м. В передней части установлена кровать размерами 196х136/107 мм, в задней — размерами 212х144/134 мм. Кузов получил двойной стеклопакет с жалюзи и москитной сеткой, люк Midi Heki 790х575 мм, мебель с декором Amaranth.

Внутри данной модели есть кресла со вставками для вентиляции спины, холодильник на 104 л с морозильной камерой объемом 10,5 л, трехконфорочная газовая плита со стеклянной крышкой. На борту есть раковина, кассетный туалет Thetford, бойлер Truma-Therme, 40‑литровый внутренний бак с водой. В стандартное оснащение включено воздушное отопление Truma на 12 В, газовое отопление Truma S 3004 с автоматическим включением, инвертор 300 VA, непрямое освещение и многое другое.

Аналог европейского производства может стоить совершенно других денег. Например, за новый премиальный 5‑местный прицеп-дачу из Германии Fendt Bianco Active 465 SFH 2022 года с вас попросят 3,632 млн руб. Дополнительно их нередко оборудуют маркизой, палаткой, кондиционером, ТВ-антенной, аккумулятором и внешними источниками освещения.

Маленький дом, большая жизнь: палатка в кузове тульского мотороллера.

Двухосные модели

На российских просторах нет-нет, да встречаются двухосные фивсвил-трейлеры. Термин произошел от английского Fifth-wheel (пятое колесо). Тягачом для таких караванов выступают внедорожники, пикапы, легкие грузовики, микроавтобусы и фургоны.


Этот прицеп-дача приспособлен для перевозки мотоцикла, квадроцикла или снегохода.

Есть и двухосные модели прицепов-дач умеренных габаритов, которые параллельно используют для перевозки мотоцикла, квадроцикла или снегохода. Примером может служить Knaus Deseo Transport. Удовольствие это не дешевое: 10‑летний прицеп-дача на двух осях может стоить 1,5 млн руб. И есть исполины — слайдеры с раздвижными стенками. На их борту есть встроенная мебель (включая гардероб) и спальные места, санузел и душевая кабина, бойлер и обогреватель, плита для приготовления пищи и раковина. Одним словом, есть всё!


Внутреннее убранство двухосного каравана Knaus Deseo Transport включает все самое необходимое.

Цена нового двухосника довольно «кусачая». Скажем, не бывший в эксплуатации Hobby Excellent 540 WFU «с нуля» стоит 3,742 млн руб. Впрочем, и свежие бэушки доступны далеко не всем. Например, годовалая прицеп-дача Fendt Tendenza 650 оценивается в 4 млн руб. Изготовленный пять лет назад Buccaneer Cruiser потянет на 2,2 млн руб., а с торгом — чуть меньше. Caravelair Prestige Lux из Франции, изготовленный 12 лет назад, тянет на 1,2 млн руб. А вот 20‑летний немецкий караван Hobby из Германии можно найти менее чем за 900 тыс. руб.

Одним словом, российский рынок прицепов-дач велик и многообразен. Сегодня на нем стало меньше импортных изделий и все больше отечественных. Эпицентр потребительского спроса перемещается в сегмент компактных моделей с начинкой бытовой техники и фурнитуры производства России, Китая и Турции. Новые модели 2022 года, по сути, иллюстрируют реализуемую программу импортозамещения и, похоже, что эта тенденция обратного хода уже не имеет.

Редакция рекомендует:

Хочу получать самые интересные статьи

Какая категория нужна на прицеп дом?


Для того чтобы управлять автомобильным прицепом, необходима соответствующая категория прав. Категория прав, необходимая для управления прицепом домом, зависит от массы прицепа и общей массы транспортного средства (автомобиля и прицепа) и может отличаться в разных странах.

В России, например, для управления автомобилем с прицепом домом массой более 750 кг и общей массой транспортного средства свыше 3 500 кг, необходима категория прав «Е». Для управления автомобилем с прицепом домом массой менее 750 кг и общей массой транспортного средства до 3 500 кг, достаточно категории прав «В».

В других странах могут быть свои требования по категориям прав для управления автомобильными прицепами, поэтому перед покупкой прицепа дома необходимо уточнить эти требования в соответствующих органах и получить необходимые права.

Дмитрий: