Установка гаражных ворот может оказаться дорогой затеей, поэтому многие владельцы автомобилей предпочитают собрать и установить ворота самостоятельно. Технология сборки не сложна и, если следовать инструкциям, то гараж может получить надежную защиту для своего автомобиля.
Особенности изготовления
Содержание
Процесс построения конструкции гаражных ворот начинается с проектирования и составления подробных схем и чертежей. Для этого не нужны специальные навыки. Возьмите бумагу, линейку, карандаш, измерьте все размеры. Сперва определите ширину. Она должна равняться ширине кузова автомашины, но иметь дополнительный допуск с обеих сторон не менее 30 см. Чтобы замер был более точным, лучше провести его в нескольких точках, а в дальнейшем остановиться на среднем арифметическом значении. Затем замерьте высоту. С этим проще, поскольку гараж, как правило, строится под определенную автомашину, так что необходимый параметр уже имеется.
Теперь можно создавать чертеж, параллельно продумывая все элементы конструкции.
Схема распашных ворот самая простая:
- рисуете два прямоугольника, указываете их габариты;
- если желаете иметь разные по размерам створки, указываете это в чертеже.
Аналогично делают чертежи для остальных видов ворот, но необходимо помнить, что подъемные и откатные виды имеют только одну секцию. Здесь надо быть внимательным при определении ребер жесткости. При черчении секционных ворот учитывается количество секций.
Виды конструкций
Существует несколько разновидностей гаражных ворот.
Откатные
Их основной элемент – створка, передвигающаяся параллельно стене гаража.
Среди основных достоинств этих ворот выделяют:
- безотказность работы;
- продолжительность срока службы;
- прочность;
- экономия места;
- относительно невысокая цена.
Основным минусом является то, что монтировать такие сдвижные ворота можно лишь на гаражах, располагающих широким фасадом. Ширина его должна быть, по меньшей мере, такой, чтобы отъезжающая створка могла целиком поместиться на нем. Подобные ворота можно сделать и установить самостоятельно. Створки делаются почти по такой же схеме, как створки обычных распашных ворот. Разница заключается в монтаже: вместо петель используются направляющие и ролики.
Подъемно-секционные
Полотно этих ворот состоит из отдельных сегментов, которые при подъеме преломляются, заходят под потолочное покрытие. Их базисом являются рычажно-пружинное устройство и направляющие с цепной передачей. Изготовление секционных ворот в домашних условиях почти невозможно.
К их плюсам относят:
- многофункциональность. Имеются ворота для низких и высоких проемов различной ширины;
- высокие тепло- и шумоизоляционные характеристики;
- легкость использования;
- экономию пространства перед гаражом.
Недостатки – сравнительно низкая противовзломность и высокая стоимость.
Подъемно-поворотные
Это конструкция, в которой створка при открывании поднимается под потолочное покрытие. Подъем осуществляется посредством шарнирно-рычажного механизма. Конструкция подъемно-поворотных ворот достаточно сложная. Чтобы изготовить их самостоятельно, необходимо иметь неплохой инженерный опыт и обладать специальными знаниями. Начинающему мастеру можно попробовать самому смонтировать готовые ворота заводской сборки.
Основные преимущества – повышенная противовзломность и экономия места. Недостатком являются повышенные требования к пространству под потолком.
Если там не хватит места, то воспользоваться откидными воротами не получится.
Автоматические роллетные (рулонные или рольставни)
Такая конструкция встречается редко. Она не получила широкого применения из-за своей ненадежности. Состоят такие ворота из алюминиевых полос, которые съезжают в короб под потолком. Роллеты можно устанавливать на объектах, находящихся под охраной, и в обогреваемых гаражах.
Складные (раскладные)
Эта конструкция включает в себя несколько отдельных полотен, связанных между собой плотным гибким материалом (резиной, синтетической тканью). При открывании они складываются. При закрывании полотно растягивается, полностью закрывая проем.
Распашного типа
Самая неприхотливая система, не требующая использования дорогостоящих материалов и серьезных временных затрат при монтировании. Коробка для нее делается из металлического уголка, створки – из железных листов. Эксплуатирование ворот простейшее, однако показатель надежности крайне высок.
Достоинства системы таковы:
- максимальная простота конструкции;
- функционируют без электричества;
- универсальны;
- невысокая цена;
- надежность.
Главный недостаток – необходимость в наличии свободного пространства перед гаражом для распахивания створок. Это доставляет некоторый дискомфорт зимой: чтобы открыть ворота, необходимо сначала расчистить от снега пространство перед ними.
Поскольку распашные ворота достаточно просты в изготовлении, то начинающим мастерам лучше остановить свой выбор на них.
Как говорилось выше, изготовление распашных ворот более простое и менее затратное, чем изготовление других видов конструкций, поэтому именно технологию их создания стоит рассмотреть. Самостоятельное изготовление ворот распашного типа не требует наличия труднодоступного и дорогостоящего оснащения. Материалы также можно приобрести в любом строительном торговом центре.
Перед началом работ необходимо запастись:
- металлическими уголками для изготовления несущего каркаса;
- стальными профилями;
- профильной трубой;
- материалом для обшивки на ваше усмотрение:
- ковка;
- деревянная обшивка;
- металлический лист либо обшивка из профнастила.
- стальной полоской либо арматурным прутом;
- стяжками;
- уплотнителями;
- пологом;
- фиксаторами.
Размеры
В первую очередь необходимо разобраться с высотой и шириной будущей входной конструкции. Наименьшая величина ширины должна быть такой, чтобы дистанция с обеих сторон от автомашины до каркаса ворот составляла 30 см либо была больше. Минимальное значение ширины – 5 м, но общепринятая ширина ворот колеблется в пределах 2,5-3 м. Такой размер гарантирует комфортабельный доступ в гараж. Определяя ширину ворот, следует учитывать дистанцию между каркасом и перпендикулярно расположенной стенкой. Она должна составлять как минимум 80 см.
Высота конструкции рассчитывается по размеру автомобиля. Под микроавтобус требуется проем в 2,5 м. Обычной автомашине достаточно 2-2,2 м.
Чтобы избежать несоответствий с планом гаража, опытные специалисты рекомендуют создавать наброски ворот во время проектировки помещения.
Инструменты и комплектующие
Наряду с материалами, нужно побеспокоиться о том, чтобы под рукой находились комплектующие и инструменты, такие как:
- углошлифовальная машина (болгарка) с комплектом шлифовальных и отрезных дисков;
- агрегат сварочный;
- угольник слесарный, рулетка;
- уровень строительный, гидроуровень;
- фурнитура;
- крепежные элементы.
Как правильно сделать и установить?
Соберите своими руками коробку (раму). Она состоит из двух конструкций в форме прямоугольника, которые в дальнейшем будут соединены между собой. На внешней стороне коробки привариваются петли для установки створок, внутренняя удерживает ворота в проеме. Изготавливаются они из 65-го уголка.
Нарежьте 8 фрагментов уголка, соответствующих по размеру высоте и ширине ворот (по 4 штуки каждого размера). Разложите уголки на ровной плоскости, соберите рамы. Вымеряя углы и диагонали, добейтесь безупречной пропорциональности элементов проему гаражной стены. Сварите части конструкций.
Готовые прямоугольные элементы вставьте в проем, подгоните к месту установки. Сварите между собой внутренний и наружный элементы поперечинами из арматуры либо металлической полосы, разбивая высоту и ширину ворот на равные отрезки.
При использовании арматуры можно проделать в стене отверстия, а затем загнать в них куски арматурного прута требуемого размера, зафиксировав их сваркой на раме. Обычно соединительные фрагменты привариваются поверх границ проема.
Сборка и установка створок
Руководствуясь чертежами, отмерьте и нарежьте элементы из равнополочного уголка размером 40×40 мм, разместите их на ровной плоскости. Соберите основу будущих створок и двери (калитки). Выровняйте, вымеряя диагонали и углы всех прямоугольных рам, и сварите. Вырежьте два куска из листа. Они должны на 40 мм превышать длину проема гаража, но по ширине вырезайте разные полотна. Одно должно быть на 20 мм меньше ширины каркаса, второе – на 20 мм больше.
Сварите полотна с рамой, при этом следите, чтобы полотна выступали за границы каркаса на 2 см по периметру. Аналогичный выступ должен быть на калитке. Это делается для того, чтобы закрыть щели между коробкой и каркасом. Такая конструкция предотвратит проникновение лишней влаги и сквозняков через зазоры. Приваривая листы, не делайте сплошной шов. Лучше делать сварку пунктирной линией по принципу 1×5.
Завершающий этап – приваривание петель. Нижний сегмент петли с пальцем фиксируется сваркой к коробке, а верхний сегмент — к створке ворот. Для надежности можно усилить фиксацию петель посредством металлических накладок. В месте фиксирования петли к коробке можно установить железный прут для увеличения свариваемой площади. Створку ворот расположите в месте, указанном в чертеже. Удостоверьтесь, что такая позиция дает возможность без затруднений открыть ворота. Наметьте местоположение второго сегмента нижней петли. Приварите ее по разметке, выравнивая точно по вертикали.
Не нагружая нижнюю петлю, навесьте створку. Наметьте местоположение верхней петли на дверце и коробке, снимите створку. Приварите сегменты петли согласно разметке, навесьте створку ворот, протестируйте ее ход. Если она открывается свободно и остается в заданном ей положении, то можете заняться монтированием второй части. Этот процесс аналогичен уже приведенному.
После монтирования в одну из створок установите калитку, действуя в той же последовательности, что и для самих ворот. Ручки, крючки, замки, задвижки устанавливайте после полного монтажа створок.
В отапливаемом гараже ворота желательно обшить, утеплить и уплотнить. Также не забудьте смазать петли.
Установка других моделей ворот
Роллетные и откидные модели предполагают применение готовых устройств для открытия и закрытия, поэтому их в основном приобретают в готовом к установке виде, а также делают на заказ, заблаговременно создав схему. В таких ситуациях собственноручно можно лишь собрать и поставить коробку ворот, затем навесить полотно, руководствуясь прилагаемым описанием.
Для монтирования ворот откатного типа не требуется коробка. Самостоятельное создание таких ворот сводится к сборке одного большого полотна. Для этого можете применить порядок действий, сходный с используемым при сборке полотна с калиткой. Для монтажа таких конструкций сверху и снизу проема ставят направляющие, по ним в дальнейшем будет перемещаться полотно. Вся оснастка покупается уже готовой.
Установка ограничивается лишь монтажом деталей согласно инструкции.
Советы по уходу
Для каждого их типов ворот уместны свои рекомендации.
Распашные
«Больное место» таких ворот – петли. Высокая нагрузка провоцирует поломку штока, смещение петель, продольную деформацию и иные неисправности. Отсрочить возникновение подобных поломок поможет систематическая смазка петель. Вторая проблема – это провисание. Оно может появиться из-за отсутствия поперечин и деформирования каркаса конструкции. В этой ситуации поможет выравнивание створок либо их замена, а также установка распорок.
Секционные
Они оснащены множеством небольших движущихся деталей, поэтому необходимо смазывать подшипники, рабочие ролики и петли хотя бы раз в год. Временами стоит контролировать, насколько равномерно передвигаются ворота при открывании и закрывании.
Для увеличения срока службы секционных ворот требуется:
- Систематически убирать скопившуюся пыль, используя теплую воду и средство для удаления загрязнений.
- Не допускать попадания на механизмы агрессивных химических соединений.
Подъемно-поворотные
По сравнению с остальными моделями, они не нуждаются в спецобслуживании либо уходе. Иногда их требуется мыть, чтобы поддерживать респектабельный внешний вид. Покрасить их можно самому. Также можно нанести на них антикоррозийный состав.
Удачные примеры и варианты
Внешняя отделка гаражных ворот может быть минимальной. Простая по форме конструкция, ровный металл, монохромный серый цвет – все должно быть в меру, строго, конструктивно. Данный вариант нельзя назвать блеклым, поскольку подобное решение превосходно гармонирует со стенами из кирпича любой толщины.
Здесь представлена комбинация близких по духу красок. Кирпич розового цвета «разбавлен» плотным красным квадратом умеренной интенсивности. Блестящая поверхность смотрится весьма привлекательно, она вызывает лишь позитивные чувства.
В этом образце притягивает внимание фактура поверхности, ее ровность и аккуратные продольные серые полосы. Обратите также внимание на покрытые прямоугольниками ворота. Декораторы, очевидно, отдали предпочтение эффекту максимальной натуральности. Элегантный желтоватый колер органично сочетается со стойками белого цвета. Он всецело подходит под цвет стен и кровли.
Авторы этого проекта постарались показать контрастность белой и черной красок. Им целиком и полностью удалось осуществить задуманное: стилевое единство подчеркивается однотипным конструкционным материалом.
Возможна и такая стилизация «под дерево». Темные прямоугольники с волокнами по диагонали выигрышно оттеняются более светлыми полосами, расположенными на границам. Темные элементы креплений незаметно переходят в еще более темный остов здания. Вертикальные элементы розоватого цвета с края немного заметны.
О подъёмных воротах своими руками смотрите в следующем видео.