Поделиться статьей

Одной из существенных проблем ручных ямобуров является ограниченная эффективность при обустройстве глубоких ям в каменистом или цельной глине. Ручное выкопание таких ям будет неэффективным по производительности и требует много времени. Ручные ямобуры основным образом предназначены для выкопания неглубоких ям в мягком грунте.

В этом случае хорошим выходом из положения будет применение самодельного механического бура, изготовленного из подручных деталей и материалов.

Механический ямобур своими руками

В предложенной ниже схеме работы бура, вращение стойки со шнеком будет обеспечиваться с помощью ДВС (двигатель внутреннего сгорания), а вертикальное перемещение рабочего органа – мускульной силой оператора.

Основными элементами такого рода ямобура будут:

  1. Рабочая часть;
  2. Двигатель;
  3. Привод;
  4. Рама.

Материалы и инструменты

Перечень необходимых деталей и материалов:

  • Стальная труба квадратного или круглого сечения, из которой будет изготовлена рама ямобура;
  • Уголок и полоса для кронштейнов и перемычек на раме;
  • Двигатель воздушного охлаждения в сборе с органами управления;
  • Детали привода бура;
  • Бур в сборе со стойкой;
  • Пара небольших колес (например, от садовой тележки или грузовой тачки);
  • Набор слесарного инструмента, болгарка, дуговая сварка.

Принцип работы механического ямобура

Конструкции и внешний вид рабочей части механического ямобура во многом схожи с ручными шнековыми моделями. Однако все элементы его конструкции усилены и рассчитаны на бурение отверстий глубиной до 2,5…3-х метров. Самое главное отличие состоит в том, что вращение бура производится при помощи ременной или малогабаритной карданной передачи, которая через понижающий редуктор связана с небольшим двигателем внутреннего сгорания. Между валом шнека и приводом в обязательном порядке устанавливается муфта, которая предохраняет мотобур от перегрузок или разрушения из-за аварийной остановки рабочего органа.

Как сделать механический ямобур

  • Механический ямобур своими руками

    Изготовление механического ямобура начинаем с рамы. В нашем варианте механического ямобура она напоминает ручную тележку наподобие тех, на которых в магазинах перевозят холодильники или большие стиральные машины. Именно она будет служить опорой для двигателя, привода и непосредственно рабочей части агрегата. На одном из концов рамы будет установлен двигатель, а на втором расположены органы управления мотобуром.

  • В качестве силовой установки можно использовать ДВС с воздушным охлаждением от мотоцикла или мотоблока. Двигатель через резиновые подушки устанавливается на одном из концов рамы, а с ее другой стороны монтируется кронштейн для крепления вертикальной стойки рабочего органа бура, а также рукоятки для органов управления ним.
  • Для того, чтобы мотобур было удобно перекатывать с одного места на другое, на раме снизу под двигателем приваривают кронштейны для крепления колес.
  • Рядом с ДВС предусматриваем место для установки бака с топливом емкостью 3…6 литров таким образом, чтобы в рабочем положении мотобура бензин мог самотеком поступать в систему питания мотора.

Ременная передача

Одним из вариантов привода может быть ременная передача. Ее основными преимуществами являются:

  • невысокая стоимость;
  • относительная простота изготовления;
  • низкий уровень шума;
  • ременная передача при перегрузке механического ямобура начинает проскальзывать и тем самым предохраняет его от серьезных поломок.

Ведущий и ведомый шкивы подбираются из числа готовых деталей или вытачиваются на токарном станке. Передаточное отношение шкивов подбирается таким образом, чтобы двигатель на своих номинальных оборотах работал на 75-90% своей максимальной мощности и без натуги вращал вал с буром. Натяжение ремня регулируется либо дополнительным роликом, либо перемещением ведомого шкива вместе с валом бура по продольным пазам на кронштейне рамы. Чтобы исключить возможность получения травм от порванного или слетевшего со шкивов ремня, весь механизм закрывается проволочной сеткой, которая закреплена на съемной рамке.

Предохранительная муфта

Этот узел одновременно выполняет несколько задач:

  1. Соединяет механизм привода и вал бура;
  2. Компенсирует небольшую несоосность валов;
  3. Разрывает кинематическую цепь в случае аварийной остановки или перегрузки бура.

Для этих целей можно использовать следующие типы муфт:

  1. Со срезаемым штифтом;
  2. Фрикционную;
  3. Сильфонную.

Карданный шарнир

В рабочем положении механического ямобура его рама расположена наклонно и удерживается в этом положении руками оператора. В то же время вал бура должен располагаться перпендикулярно земле. Чтобы обеспечить передачу крутящего момента под углом сразу за предохранительной муфтой устанавливается карданный шарнир заводского изготовления (например, от карданного вала легковых заднеприводных автомобилей). Один из концов карданного шарнира с помощью фланца соединяется с полумуфтой, а второй соответственно – с валом бура.

Во время бурения отверстий в грунте, особенно на начальном этапе, необходимо надежно заблокировать опорные колеса (чтобы рама ямобура не сдвигалась в сторону). Для этих целей можно использовать либо колеса со встроенным тормозом, либо подкладывать под них деревянные клинья.

Длина рукояток управления должна быть такой, чтобы обеспечить безопасное расстояние от ног и туловища оператора до вращающихся частей ямобура. Кнопка аварийной остановки двигателя должна быть легкодоступной и располагаться возле регулятора газа или рычага сцепления.